Рекомендуем: Социальная литературная сеть e-Reader.ru

Арбузов, Алексей Николаевич — LitPedia.ru - Российская литературная энциклопедия

Арбузов, Алексей Николаевич

Алексей Николаевич Арбузов
220px
Дата рождения:

13 (26) мая 1908(1908-05-26)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

20 апреля 1986(1986-04-20) (77 лет)

Место смерти:

Москва

Гражданство:

Российская империя Российская империя
Союз Советских Социалистических Республик СССР

Род деятельности:

драматург

Язык произведений:

русский

Дебют:

1930, пьеса «Класс»

Алексей Николаевич Арбузов (13 (26) мая 1908, Москва — 20 апреля 1986) — русский драматург.[1]

Содержание

Биография

Арбузов родился в Москве, в интеллигентной семье. В 1914 году семья переехала в Петроград, в 1916 начал учиться в гимназии, однако систематического образования не получил.

Революция 1917 года, голод и тяжёлая болезнь матери делают Алексея Николаевича сиротой в 11 лет. Мальчик вынужден бродяжничать и вскоре попадает в колонию для трудновоспитуемых.

Спасением для него стал театр. В Большом драматическом театре Арбузову довелось увидеть спектакль «Разбойники» Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходящих на фронт. Со вступительным словом выступил А. Блок. Впечатление было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.

В 14 лет начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет попадает в драматическую студию, под руководством П. Гайдебурова, блестящего актёра и режиссёра. Окончив студию, Арбузов поступает в труппу Гайдебурова. Весной 1928 уходит из театра, чтобы создать вместе с группой молодых актёров свой «Цех экспериментальной драмы». После его распада принимает участие в организации театра на колёсах (агитвагон), который ездит со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха.

После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в театр Мейерхольда[2] . Вскоре стал заведующим литературным отделом театра малых форм Пролеткульта.

Писал агитобозрения для театра малых форм Пролеткульта. В 1939 году вместе с Валентином Плучеком организовал Московскую театральную студию, которая во время Великой Отечественной войны стала фронтовым театром, который существовал до 1947 года.

Пьесы Алексея Арбузова с успехом ставились во многих странах мира[1], а в СССР буквально не сходили со сцены («Иркутская история» ставилась более 9000 раз только в 1960—1961 годах). Многие эксперименты Арбузова в области формы свидетельствуют о влиянии Теннесси Уильямса и Джона Осборна.[3]

Лауреат Государственной премии СССР (1980, с формулировкой «за пьесы последних лет»).[1]

Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве[4].

Пьесы

Аудиоспектакль театра им. Маяковского по пьесе «Таня», 1939 год

  • «Класс» (1930)
  • «Шестеро любимых» (1935)
  • «Дальняя дорога» (1935)
  • «Таня» (1939, перераб. 1947) До 1956 эта пьеса была поставлена 1000 раз. Прибегая к большим временным интервалам между сценами, Арбузов наглядно показывает превращение влюбленной студентки во взрослую сознательную женщину-врача. В первом варианте пьесы именно этот образ взрослой Тани обладал недостаточной убедительностью, поэтому в 1947 Арбузов переработал пьесу.[3]
  • «Город на заре» (1940, перераб. 1957)
  • «Европейская хроника» (1952)
  • «Годы странствий» (1954)
  • «Иркутская история» (1959)
  • «Двенадцатый час» (1960)
  • «Потерянный сын» (1961)
  • «Нас где-то ждут» (1963)
  • «Не бойся быть счастливым»
  • «Мой бедный Марат» (1965): действие происходит во время блокады Ленинграда, автор использует типичное для него растяжение действия на многие годы (с 1965-69 — 3253 постановки)
  • «Ночная исповедь» (1967)
  • «Счастливые дни несчастливого человека» (1968)
  • «Сказки старого Арбата» (1970) — в 19701973 была сыграна 1827 раз. Арбузов вывел на сцену своего ровесника — шестидесятилетнего художника, создающего куклы. Любовь этого героя к двадцатилетней девушке и его отношения с сыном и другом автор в несколько абстрактном плане использует для изложения философии старения и жизни.[3]
  • «Выбор» (1971)
  • «В этом милом старом доме» (1972)
  • «Моё загляденье» (1972)
  • «Старомодная комедия» (1975)
  • «Ожидание» (1977)
  • «Жестокие игры» (1978) Действие пьесы разворачивается на нефтяных месторождениях Западной Сибири и в Москве. Автор с тревогой показывает, насколько легко необдуманные действия каждого человека могут нанести серьёзный урон другому человеку — в том числе и нравственный.[3]
  • «Воспоминание» (1981)
  • «Победительница» (1983)
  • «Виноватые» (1984)

Сценарии к фильмам

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  2. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
  4. Кунцевское кладбище (Проверено 18 ноября 2009)

Ссылки